Поиск
Close this search box.

Функциональная грамотность

     

«Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».

Такое определение очень созвучно тому, которое используется в Программе международного сравнительного исследования PISA – исследования функциональной грамотности 15-летних школьников. Основной вопрос данного исследования: «Обладают ли обучающиеся 15-летнего возраста навыками и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в обществе?».

В исследовании оценивается, главным образом, способность использовать полученные знания, умения и навыки для решения самых разных жизненных задач. Основные направления исследования: читательская грамотность, математическая и естественнонаучная.

Каждое задание PISA – это отдельный текст, в котором описывается некоторая ситуация жизненного характера. К тексту прилагается от одного до шести заданий разного уровня сложности. При выполнении заданий учащийся должен понять и решить проблему, которая лежит вне рамок предметной области, вне изучаемого учебного материала.

Составляющие функциональной грамотности

  1. Читательская грамотность. Способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
  2. Естественно-научная грамотность. Способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями.
  3. Математическая грамотность. Способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.
  4. Финансовая грамотность. Совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению качества жизни.
  5. Креативное мышление. Способность продуктивно участвовать в  процессе выработки, оценки и  совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения.
  6. Глобальные компетенции. Сочетание знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей, успешно применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к другой культурной среде, и при участии отдельных лиц в решении глобальных проблем.

Нормативная документация

1. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ

 

2. РЕГИОНАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ

Приказ Министерства образования Приморского края от 13.09.2023 г. №пр.23.-1235 «Об утверждении регионального плана мероприятий, направленного на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных  организаций Приморского края, на 2023 — 2024 учебный год»

Региональный план мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций , на 2023 — 2024 учебный год.

Информационное письмо ГАУ ДПО ПК ИРО от 03.10.2023 г. № 1473  «О проведении входного тестирования по формированию функциональной грамотности обучающихся 8-9 классов общеобразовательных организаций Приморского края в 2023-2024 учебном году»

Информационное письмо Министерства образования Приморского края от 20.10.2023 г. № 23/12852 «О проведении диагностических работ  для учащихся 8-9 классов»

3. МУНИЦИПАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ

•  Приказ  от 15.09.2023 г. «Об утверждении муниципального плана мероприятий, направленного на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Анучинского МО, на 2023 — 2024 учебный год»

• Муниципальный план мероприятий, направленный на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Анучинского МО, на 2023 — 2024 учебный год

•  Муниципальный методический актив по вопросам формирования и оценки функциональной грамотности учащихся

• Приказ от 02.10.2023 г. № 156-а «О проведении входного тестирования по формированию функциональной грамотности обучающихся 8-9 классов общеобразовательных организаций Анучинского МО»

• Приказ от 23.10.2023 г. № 171-а «О проведении диагностических работ по формированию функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Анучинского МО в 2023 -2024 учебном году»

• Приказ от 27.01.2024 г. № 218 — а «О  проведении диагностических работ в 5-7 классах  по формированию читательской грамотности обучающихся»

• Приказ от 12.02.2024 г. № 25-а «О проведении диагностических работ в 5-7 классах по формированию математической грамотности обучающихся»

 МЕТОДИЧЕСКИЕ  РЕКОМЕНДАЦИИ

•  Инструктивно — методическое письмо для учителей » О включении элементов финансовой грамотности в содержание учебного предмета «Обществознание» в       образовательных организациях Приморского края»

• Инструктивно-методическое письмо для учителей «О включении элементов финансовой грамотности в содержание учебного предмета География» в образовательных организациях Приморского края»

 Инструктивно — методическое письмо для учителей «Об использовании учебно-методических комплектов и электронных образовательных ресурсов при преподавании финансовой грамотности в образовательных учреждениях Приморского края»

 

Аналитические справки, рекомендации

•   Справка о результатах проведения диагностических работ по формированию читательской грамотности учащихся 5-7 классов» (январь 2024 г.)

•  Аналитическая  справка о результатах проведения диагностических работ по формированию функциональной грамотности учащихся 8 -9  классов (октябрь 2023 г.)

4.ШКОЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ

• Приказ о проведении входного регионального  тестирования по ФГ МБОУ школы с. Гражданка

• Приказ о проведении диагностических работ по формированию работ по ФГ

• Декада функциональной грамотности

• График диагностических работ

5. АНАЛИТИЧЕСКИЕ СПРАВКИ, РЕКОМЕНДАЦИИ

Аналитическая справка по формированию функциональной грамотности 5-7 классы

 Аналитическая справка по формированию функциональной грамотности учащихся 8-9 классов  

 

Дата обновления страницы: 12.03.2024

Тел. доверия для детей, подростков и их родителей: 88002000122